Казахстанская Международная Выставка "Туризм и Путешествия"
14-16 Апреля 2020
Алматы, Казахстан

Гостевой бизнес

В регионе определены векторы развития туристического кластера

На развитие туризма в Жамбылской области выделено 44 миллиона 558 тысяч тенге. Это в 2,4 раза больше, чем в прошлом году. Поданным пресс-службы Комитета индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (МИНТ), в общей сложности на эти же цели 16 регионов страны готовы потратить свыше 553 миллионов тенге. Для сравнения скажем, что больше всего средств на развитие отрасли заложили алматинцы - 121 миллион тенге. Меньше всех готовы раскошелиться Атырауская и Кызылординская области - примерно по четыре миллиона тенге.

Годовые планы

На что именно будут потрачены бюджетные деньги в Жамбылской области, мы попросили рассказать заместителя руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Бейгана Ахметова.

- На эти средства предполагается провести целый ряд мероприятий. Например, в сельских районах совершенно не развит такой вид бизнеса, как содержание гостевых домов. Поэтому для потенциальных поставщиков этих услуг решено организовать обучающий семинар. Казне он обойдется в 1,2 миллиона тенге, - говорит он. - Управлением будет открыта «горячая линия» с отдельным абонентским номером, посредством которой можно будет узнать все о существующих туристических возможностях области. На организацию ее функционирования уйдет полтора миллиона тенге.

Еще 10 миллионов тенге планируется потратить на выпуск и распространение рекламной продукции на трех языках о туристском потенциале региона.

Летом предполагается организовать двухдневный отдых для детей из малообеспеченных семей в столице Казахстана (цена вопроса - один миллион тенге).

В этом году предполагается создать и поддерживать информационный центр, сотрудники которого будут заниматься организацией детского туризма в регионе, тематическими конференциями, форумами, фестивалями, а также будут создавать условия для развития новых субъектов предпринимательства в индустрии путешествий и их научно-методического обеспечения. Подобные центры уже существуют в Восточно-Казахстанской и Алматинской областях, в Астане. В данный проект заложено 18 миллионов тенге.

- В конце прошлого года прошли беспрецедентные инфотуры для туроператоров региона с посещением местных достопримечательностей, гостиниц и объектов общественного питания в Таласском, Сарысуском, Рыскуловском, Меркенском, Кордайском и Мойынкумском районах, - говорит Бейган Ахметов. - Теперь жамбылские операторы имеют представление, куда можно повезти людей внутри области, чем их удивить, где накормить и спать уложить. Весной планируется подобный инфотур для других казахстанских фирм, занимающихся организацией путешествий (автопробег обойдется в два миллиона тенге). Все это делается, чтобы привлечь сюда туристов из других регионов республики.

Тот, кто в мае прошлого года принимал участие в горной экспедиции из ущелья Кара арча в Сугаты, а оттуда через перевал высотой 1400 метров над уровнем моря в ущелье Кошкар ата, наверняка до сих пор находится под впечатлением от этого приключения. Для тех, кто по-прежнему чувствует притяжение гор, есть хорошие новости. Весной снова состоится экспедиция «Моя Родина - Казахстан» (на нее заложено 2,5 миллиона тенге), а осенью запланирована традиционная вылазка в одно из ущелий области, посвященная Всемирному дню туризма (на нее из бюджета выделяется 1,2 миллиона тенге). Проведение же отдельных фестивалей бардовской песни «Живая струна» и тюльпанов пока не планируется.

Центр притяжения

Особые надежды в регионе сейчас возлагаются на развитие туристического кластера под брендом Великого Шелкового пути. Недавно в областном акимате живо обсуждались перспективы строительства семейных фермерских хозяйств вдоль дороги Западная Европа - Западный Китай (подробнее об этом читайте в материале «Благодатная почва» в №17 «Знамени труда» от 13 февраля 2014 года или на сайте ztgzt.kz). Фермерские хозяйства могли бы дать толчок развитию такого совершенно нового направления в регионе, как агротуризм. Подобная идея озвучивалась Казахстанской туристской ассоциацией в мае 2011 года во время презентации в Таразе мастер-плана по созданию и развитию кластера в индустрии путешествий Жамбылской области до 2014 года. Увы, он так и не был претворен в жизнь.

В настоящее время управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития делает ставку на восемь придорожных сервисных комплексов вдоль жамбылского участка трассы Западная Европа - Западный Китай. Четыре из них будут категории «В», еще столько же - категории «С». В состав туристских комплексов обеих категорий должны войти общественные пункты питания, санузлы и душевые, магазины, заправочные станции, стоянки с твердым покрытием для грузовиков и легковых автомобилей. В комплексах категории «В» дополнительно к этому должны быть мотели, туристские информационные пункты, авторемонтная мастерская и медпункт.

Пункты категории «С» предназначены для остановки в пути для питания, заправки или ремонта. Предполагается, что стандартная продолжительность визита на них будет 20 - 30 минут. Кроме уже перечисленных объектов, они включают либо авторемонтную мастерскую, либо эстакаду для грузовых и легковых автомобилей.
- Строительство придорожных сервисных комплексов будет вестись в пяти районах области: в селе Сарыбулак Кордайского района, севернее транспортной развязки «лист клевера», в поселке Актоган Меркенского района, между поселками Кокдонен и Жаксылык района Т. Рыскулова, в поселке Акшолак Байзакского района и в Аксайском сельском округе Жуалынского района. Уровень сервиса в них должен соответствовать международным стандартам. В эксплуатацию они должны быть сданы в 2015 году, - сообщает Бейган Ахметов.

В настоящее время уже определены некоторые участники этого проекта.

Но, похоже, инвесторы более осторожны в своих прогнозах.

Два придорожных сервисных комплекса категорий «В» и «С» в Меркенском районе будет строить ТОО «Lubex». Товариществу переданы права на земельные участки. Руководитель департамента развития бизнеса ТОО «Lubex» Рустем Сейдеметов пока что затрудняется назвать сроки завершения строительства объектов.

- Весь проект оценивается в полтора миллиона долларов США, - говорит он. - Сейчас компания ищет стратегического партнера, у которого есть реальный доступ к ресурсам для АЗС и лицензия на продажу нефтепродуктов.

Компания также рассчитывает на поддержку проекта фондом развития предпринимательства «Даму», который может из бюджетных средств компенсировать банку до семи процентов годовых за кредитные средства. Сроки строительства гостиницы пока не определены. Кафе и медпункт откроются при АЗС.

- Оба придорожных сервисных комплекса будут находиться напротив друг друга в четырех километрах к востоку от поселка Актоган, - говорит глава компании. - Немалая часть финансовых вливаний (70-80 миллионов тенге) уйдет на то, чтобы туда привезти грунт и поднять площадку на уровень дороги. Строительство планируется начать с северной стороны трассы. Новая автозаправка должна появиться в Меркенском районе осенью этого года.

В Байзакском районе строительство АЗС на себя возьмет АО «КазМунайГаз - переработка и маркетинг». А возведение придорожного сервисного комплекса категории «С» ляжет на плечи ТОО «Тараз-Атшабар».

- Три гектара земли для строительства комплекса приобрело АО «КазМунайГаз - переработка и маркетинг», два из них будут отведены нашей компании, - прокомментировал положение дел на этом объекте директор ТОО «Тараз-Атшабар» Марс Батуров. - «КазМунайГаз - переработка и маркетинг» уже объявил конкурс на проектирование АЗС. Когда будет ясно, где именно разместят автозаправку, тогда и мы сможем готовить свой проект. Думаю, что больше 40 миллионов тенге мы в него вкладывать не будем, нерентабельно.

В Жуалынском районе ситуация пока самая неопределенная. Здесь строить придорожный сервисный комплекс категории «В» должно ТОО «ТаразАвтоТрансСервис».

- Госакт на землю ТОО еще не получило, потому что ни один из шести подготовленных эскизов проекта комплекса главный архитектор области не утвердил, - говорит директор ТОО «ТаразАвтоТрансСервис» Айдын Байболов. - Нам предложили альтернативный проект, но я не готов потратить на него миллиард тенге, в лучшем случае могу позволить себе инвестировать 300 миллионов. Когда эскиз все-таки будет утвержден, на разработку и госэкспертизу проектно-сметной документации уйдет еще месяца четыре. Начинать строительство без инфраструктуры смысла нет. Поэтому наша компания ждет, что в рамках существующей госпрограммы, принятой для поддержки бизнеса, к месту размещения придорожного комплекса сначала будут подведены электричество и газ. Учитывая объем подготовительных работ, в этом году строительство вряд ли начнется.

Таким образом, далеко идущими планы инвесторов четырех придорожных сервисных комплексов назвать трудно. По остальным четырем объектам инвесторы еще не определились.

На совещании, которое недавно проводил заместитель Премьер-Министра - министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев, развитие въездного и внутреннего туризма в Казахстане названо приоритетным направлением государственной политики. По данным его ведомства, в индустрии путешествий работает каждый двенадцатый человек в мире. Количество международных туристов в 2012 году впервые превысило психологический рубеж в один миллиард человек. В Казахстане доход от организаций, предоставляющих услуги в индустрии путешествий, за пять лет увеличился на 9 5 процентов. Год назад он составлял 151,6 миллиарда тенге.

Учитывая, что поток автотранспорта по дороге Западная Европа - Западный Китай возрастает, появление новых сервисных комплексов могло бы дать мультипликативный эффект. Наличие авторемонтных мастерских, гостиниц, автозаправок, магазинов и пунктов общественного питания сделает движение по трассе более комфортным и, следовательно, безопасным и привлекательным. Придорожным комплексам потребуются новые рабочие руки. А в кафе и магазины сельчане могли бы реализовывать свою экологически чистую продукцию. Возможно, кому-то захочется развивать и агротуризм на своих фермах. Если учесть, что дорога становится все оживленнее, то и эксплуатация объектов сервисных комплексов на современном Великом Шелковом пути должна дать хороший экономический эффект для их обладателей.

Знамя труда (Тараз), № 22 (17895), 25.02.2014 /Елена Ефимова/

 

  • Создано .
ITECA ITE ITE Eurasia ufi
© 2019 KITF. Все права защищены.